В современной практике при сооружении лифтов чаще всего используются такие три метода:
-
поэлементный;
-
тюбинговый;
-
укрупненными блоками.
Метод поэлементного монтажа
Применение поэлементного монтажа предполагает сборку лифтов непосредственно по месту их установки, при этом последовательно крепятся отдельные детали, узлы и механизмы. Такую технику монтажа применяют в следующих случаях:
1) имеются перекрытые шахты с перекрытыми машинными отделениями;
2) производятся работы, связанные с заменой/реконструкцией устаревших лифтов;
3) сооружаются лифты малоэтажных построек.
Поэлементный монтаж используется, кроме того, в качестве базового при ведении строительства лифтов или укрупненными блоками или по тюбинговому методу.
Тюбинговый метод
Такое название дали этому методу потому, что при осуществлении монтирования шахт лифтов используют заранее изготовленные на заводах-поставщиках объемные конструкции из железобетона, называемые тюбингами. Особенность тюбингов состоит в том, что в них уже установлено некоторое лифтовое оборудование, причем эта работа осуществляется силами бригады монтажников предприятия, изготовившего тюбинги.
Что может быть установлено в тюбинги? Это:
-
кронштейны, с помощью которых крепятся направляющие противовесов/кабин;
-
монтажные подмости;
-
двери шахты;
-
некоторые узлы электрооборудования шахты и т.п.
Кроме тюбингов для самой шахты, такие конструкции могут изготавливаться и для сооружения машинных отделений и приямков. Возведение лифтовых конструкций тюбинговым методом обычно осуществляют с применением строительных кранов одновременно с сооружением зданий промышленного или бытового назначения.
Метод укрупненных блоков
Это технология строительства, при которой на заводе или на специализированной комплектовочной базе производится сборка отдельных деталей и узлов лифта в блоки законченного вида.
Такие блоки могут содержать:
-
собранную лебедку или кабину;
-
каркас противовеса;
-
части металлического каркаса лифтовой шахты и прочее.
Монтаж с использованием укрупненных блоков ведется с применением строительного крана, если имеется не перекрытый проем шахты и не перекрытое машинное отделение.
Какие факторы влияют на выбор метода ведения монтажа лифта?
Прежде всего, выбирая метод монтажа, учитывают:
1) состояние, в котором находится строящийся объект;
2) возможность (или невозможность) выполнять возведение лифта в координации со строителями самого здания;
3) комплектность укрупненных блоков и тюбингов, имеющихся в наличии или возможных быть поставленными заводами, производящими лифтовое оборудование.
Использование таких технологических разновидностей монтажа, как тюбинговый метод или укрупненными блоками, позволяет собирать и настраивать узлы прямо на заводах, изготавливающих лифты. Монтаж с применением этих двух методов ведется при открытой лифтовой шахте зданий с помощью строительных кранов. Однако некоторые монтажные работы все равно требуют для своего выполнения использования поэлементного метода, например, такие как:
-
разводка кабелей и электрической проводки;
-
монтаж направляющих противовесов/кабин и др.
Также без поэлементного монтажа невозможно сооружение лифта с перекрытой шахтой с машинным отделением, что является обычной ситуацией при выполнении работ, связанных с реконструкцией или заменой старых лифтов. В этом случае для подъема грузов пользуются специальными тяговыми механизмами, а также электролебедками. Последнее время все чаще при проведении реконструкций/замен лифтов применяют технику монтажа с каркасов лифтовых кабин, что позволяет отказаться и от использования лебедок, и от установки специальных монтажных подмостей.
Естественно, что способ, каким монтируется каждый узел, находится в зависимости от конструкции этого узла и устройства лифта в целом. Например, технология установки электролебедки в машинное отделение будет сильно отличаться при ее расположении вверху от случая, когда эта лебедка расположена внизу. Также есть разница в осуществлении монтажа узлов лифтов, перемещающихся с разной скоростью: в медленно движущемся лифте обычно устанавливают пружинные буферы, а в быстро движущемся — масляного типа. Конструкция узлов определяет и способы их регулирования.
И в то же время многие узлы лифтов разных конструкций имеют похожие способы монтирования и наладки, основанные на единых принципах.
Основные руководящие документы, используемые при монтаже лифтов
Работы по сооружению любого лифта должны быть обеспечены двумя проектами — «ПЛУ» и «ППР» (то есть, соответственно — проектами: лифтовой установки и производства работ).
Эта документация поставляется предприятием-поставщиком (или производителем) лифта.
Комплектация проекта лифта предполагает наличие в нем:
-
паспорта;
-
установочного чертежа;
-
принципиальной электрической схемы;
-
«ТО» (технического описания);
-
электрической схемы соединений;
-
различных инструкций, предписывающих для лифтов правила их:
А) эксплуатации,
Б) монтажа,
В) регулирования,
Г) пуска,
Д) обкатки;
-
ведомости комплекта, предназначенного для работ по пуску и наладке лифтового оборудования;
-
ведомости ЗИП;
-
чертежей сборочных узлов.
Содержание такого документа как «ППР» целиком посвящено:
-
вопросам ТБ (техники безопасности);
-
указаниям по правилам использования механизмов;
-
описанию технологии изготовления (согласно приведенным чертежам) нетиповых оснасток и приспособлений, которые могут потребоваться при осуществлении монтажа лифтового оборудования;
-
вопросам организации работ, связанных с монтажом.
Необходимо знать, что «ППР» может быть индивидуальным, а может быть типовым. Последний вариант используется в случаях массового возведения однотипных лифтов. При этом если монтаж не является сложным, то может использоваться заводская инструкция (иногда — технологическая записка), в которой описывается способ монтажа/регулировки вместе с действиями, связанными с пуском и обкаткой лифта. Разработка индивидуальных «ППР» необходима для тех случаев, когда процедура монтажа является настолько сложной, что использование типовых руководящих документов (описывающих доставку/монтаж составных элементов) не представляется возможным. Примерами таких случаев служат варианты сооружения лифтов в многоэтажных домах и в сооружениях особого типа. «ППР» индивидуального типа разрабатывают проектные предприятия специализированного профиля.
Принципы формирования монтажных бригад
Состав такой бригады и количество в ней работников определяют исходя из следующих изложенных ниже соображений.
-
Пространственная ограниченность фронта работ не позволяет включать в состав бригады более шести человек.
-
В большинстве случаев монтажные работы по сооружению одиночных лифтов могут выполнять два—три человека.
-
При установке лифтов требуется выполнение работ самого различного профиля, начиная от монтажных работ и до сварочных работ и электромонтажных;
-
Уровень квалификации монтажников (в силу высокой ответственности выполняемых ими работ) должен быть также очень высоким (и особенно у тех рабочих, которые выполняют электромонтажные работы и сварочные).
-
Целесообразно совмещение рабочими различных профессий.
-
Важно наличие у бригадира и хотя бы у одного члена бригады значительного опыта работ по сооружению лифтов.
У сформированной бригады должно быть выделенное помещение (его площадь должна быть от 20 м2 до 25 м2):
-
для ведения подготовительных работ;
-
для хранения инструментов (приспособлений), используемых при монтаже;
-
для хранения сборочных узлов/деталей;
-
для отдыха.
Бригаду монтажников снабжают:
-
типовыми слесарными инструментами;
-
специальными приспособлениями;
-
измерительными приборами;
-
другими инструментами с учетом особенностей монтажа конкретного вида лифта.
До начала монтажных работ все узлы и агрегаты, входящие в состав лифта, должны размещаться:
1) в зоне, доступной башенному крану (если имеется открытая шахта);
2) возле входа в здание (если имеется шахта перекрытая).
Складские помещения должны использоваться для хранения: кабин и дверей шахты, ограничителей скорости и канатов, масляных буферов и др. важных аппаратов и деталей. Прочее оборудование может сохраняться под навесами.
Лицо, представляющее монтажную организацию, после прибытия на место установки лифта, проверяет, готова ли строительная часть к началу монтажных работ. Также этот представитель проверяет отсутствие мусора, вертикальность стен и правильность расположения: дверных проемов, закладных деталей.
А кроме того проверяются размеры:
1) приямка;
2) шахты;
3) машинного отделения.
По окончании проверки происходит составление акта, в котором указывается, какие работы должны быть выполнены до момента начала монтирования лифта.
Кроме того, представитель монтажного предприятия может:
-
требовать от строителей сооружения монтажных подмостей;
-
проверять качество защитных ограждений;
-
принимать решение о необходимости постоянного освещения на местах работы;
-
согласовывать сроки проведения работ и способы использования подъемников и кранов;
-
проверять комплектность оборудования.
После завершения работ, которые должны были быть выполнены по вышеупомянутому акту обследования, необходимо составить еще дополнительные акты о готовности: подмостей, ограждений и строительной части.
Если строительство лифта ведется тюбинговым методом, то в этом случае приемка каждого тюбинга осуществляется бригадой монтажников, осуществлявших монтирование лифтового оборудования на домостроительном комбинате. На стройплощадке представителем монтажного предприятия после того, как будет завершен нулевой цикл работ, производится приемка только приямка, при этом составляется акт по определенной форме.
Контроль вертикальности шахты (а также ее размеры) производят, руководствуясь:
-
ПУБЭЛ;
-
Строительным Заданием, разработчиком которого является поставщик лифта;
-
Альбомами Заданий на проектирование лифта;
-
Государственными и отраслевыми стандартами.
На поверхности стен лифтовой шахты должны отсутствовать впадины/выступы, кроме тех мест, в которых установлены закладные детали или имеются ниши для фиксации подмостей. Отклонение реальных внутренних размеров на всех участках стен от проектных должно быть не более трех сантиметров. В случаях, когда в шахте установлено несколько лифтов и отсутствует сплошное ограждение, то такую шахту разделяют с помощью металлической сетки.
Закладные детали должны устанавливаться строго по проекту. При этом могут допускаться такие отступления от чертежа:
-
закладные детали для крепления к ним кронштейнов направляющих могут иметь смещение по вертикали до 8 см, по горизонтали — до 1 см;
-
закладные детали для крепления иного оборудования лифтов, могут иметь смещение, как по горизонтали, так и по вертикали до 1 см;
-
закладные детали для крепления к ним кронштейнов направляющих, а также буферов и дверей шахт, должны по толщине быть более восьми миллиметров.
Величина глубины приямка должна быть не менее чем указано в чертежах. Приямок должен иметь защиту, предотвращающую появление в нем влаги. Если приямок по глубине меньше двух метров, то должны быть установлены ступеньки в виде скобы с шагом не более 40 см. Скобы устанавливаются таким образом, чтобы они располагались под проемом двери первого этажа. Они предназначены для спуска в приямок шахты и могут выходить за уровень стен приямка на 10 см для шахт пассажирских лифтов и на 13,5 см для шахт грузовых лифтов.
В приямках могут устанавливаться тумбы, предназначенные для буферов лифтовых кабин и противовесов (или закладные детали для этих же целей).
Все отверстия/проемы в стенах, предназначенные для монтажа в них различного оборудования и аппаратов, должны иметь размеры, в точности соответствующие проектным данным. На стенах лифтовой шахты возле дверных проемов наносят отметки, соответствующие уровню чистых полов. В случае если кабина является проходной, такие отметки должны наноситься с каждой стороны.
После окончания сооружения машинного отделения проверяется, соответствует ли оно по своим размерам проектным требованиям, и может ли быть размещено в нем необходимое оборудование по правилам и требованиям, изложенным в нормативной документации.
Особенно внимательно необходимо отнестись к контролю размеров машинного отделения и изучению расположенных в его полу отверстий, через которые проходят канаты, а также трос устройства ограничения скорости и монтажный люк. Все отверстия должны быть снабжены бортиками, высота которых должна быть не менее пяти сантиметров. Также необходимо удостовериться в правильном местоположении тумб (с вмонтированными закладными деталями) и дверного проема. В машинном отделении генеральным подрядчиком оборудуются вводы электропитания и заземления (или зануления для сетей, имеющих глухозаземленную нейтраль). Для обеспечения возможности выполнения ремонтных работ в машинном отделении должен устанавливаться монорельс или иметься закладная деталь, имеющая петлю, для крепления талей.
Определяя готовность объекта к началу монтажа в нем лифта, лицо, представляющее монтажное предприятие, проверяет наличие и качество:
А) закрепленных монтажных подмостей;
Б) установленных ограждений;
В) освещения в лифтовой шахте.
Освещение мест работы в лифтовой шахте должно осуществляться с применением ламп накаливания на напряжение, не превышающее 42 В, которые должны обеспечивать освещенность 50 люкс (или более). Осветительные лампы размещают над каждым настилом таким образом, чтобы они не мешали работе монтажников, при этом тумблер, которым они включаются, должен находиться возле входа в шахту на первом этаже.
Монтажные подмости (которые могут быть и металлическими, и деревянными) устанавливаются по заданию, выдаваемому строителям монтажным предприятием и содержащему их чертежи с привязкой по высоте. Деревянные подмости должны изготавливаться из пиломатериалов 2-го сорта (или выше), их поверхность должна быть ровной, а щели между досками не должны превышать пяти миллиметров. Так как подмости могут во вовремя эксплуатации подвергаться динамическим нагрузкам, их необходимо надежно закреплять для обеспечения высокой устойчивости к возможным смещениям при перемещениях по ним монтажников, работающих с грузами.
Настил подмостей располагается с зазором от стен шахты в 20…25 сантиметров, чтобы было возможно перемещение по шахте вдоль ее стен направляющих, противовеса, дверей. В некоторых случаях зазор может устанавливаться и большей величины, если это необходимо для обеспечения транспортировки каких-то элементов конструкции лифта. Если во время монтажных работ по шахте необходимо пропустить тяговые канаты, то средняя доска настила может убираться.
Подмости должны устанавливаться на высоте 100…120 сантиметров над уровнем пола загрузочной площадки. Если высота этажа превышает 3,6 м, то должны устанавливаться еще одни подмости выше первых на 1,8…3 метра. В некоторых случаях установку подмостей выполняет бригада самой монтажной организацией.
Проемы должны быть оборудованы ограждениями. Исключением могут быть тюбинги, если установленное в них оборудование имеет проемы, уже закрытые дверями. Ограждающие конструкции должны надежно защищать дверной проем и быть высотой 110 см (или более) с отбортовочной доской шириной 15 см (или большей) в нижней части. Для ограждения проемов дверей могут использоваться деревянные щиты или металлическая сетка, которые закрепляют на отбортовочной доске и на перилах, если перила способны выдержать сосредоточенную нагрузку не менее 700 ньютон. Масса ограждающей конструкции не должна превышать двадцати килограмм.
Последовательность работ, в которой выполняется монтаж лифта, зависит:
А) от того, в каком виде поставлено оборудование;
Б) от состояния строительной части;
В) от согласованности организационных вопросов;
Г) от вида лифта, особенностей его конструкции;
Д) от применяемого метода монтажа.
Монтаж с использованием укрупненных блоков с открытой шахтой требует последовательности операций, значительно отличающейся от той последовательности, что применяется при выполнении:
А) монтажных работ с использованием лебедок в случае перекрытой шахты с готовым машинным отделением;
Б) монтажных работ с использованием тюбингов и с применением строительных кранов.
Также сильно отличается и установка нового лифта взамен старого, если производится с кабины старого лифта, а не с подмостей.
Установка гидравлического оборудования
Эта процедура имеет ряд особенностей. Сначала устанавливается оборудование приямка, а также направляющие кабины, а затем:
1) гидроагрегат;
2) гидроцилиндр;
3) трубопровод.
Если лифт имеет расположенный центрально в яме гидроцилиндр, то в приямке должен быть бетонный пол с закрепленными в нем фундаментными болтами, или должны иметься стальные балки, поперечно расположенные и замурованные в стены. Иногда в качестве опоры для гидроцилиндра пользуются или заранее установленной опорной стойкой, или анкерной балкой самого приямка.
Интересной особенностью гидроагрегата является то, что его можно устанавливать в специальном помещении (и даже в отдельном стальном закрываемом шкафу), находящемся на некотором расстоянии от шахты.
Установка любого гидравлического оборудования (в том числе и гидроцилиндров), как правило, требует применения монтажных лебедок и талей.
Важно знать, что использование корпуса гидроцилиндра для заземления на нем сварочного аппарата запрещено. Если гидроцилиндр имеет клапан разрыва, включаемый в трубопровод, то транспортировку и перемещение такого цилиндра нужно вести с особой осторожностью, при этом технологию его монтажа во многом определяет конструкция этого изделия. Так, например, гидроцилиндр непрямого действия фиксируют с помощью опорной стойки, прикрепленной к стене лифтовой шахты, или используя для этого направляющие, а прямого действия — с помощью анкерной балки самого приямка. Прежде чем начать установку гидроцилиндра нужно проверить готовность конструктивных опорных элементов, с помощью которых он будет крепиться.
Если имеется грузовая петля или балка перекрытия, то возможна установка подъемной электролебедки. На 1-м этаже на загрузочной площадке размещают деревянные опоры и на них помещают гидроцилиндр таким образом, чтобы его головка выходила за границу дверей шахты. Здесь же размещают и все детали, необходимые для фиксации цилиндра. Установка гидроцилиндра, как правило, осуществляется двумя монтажниками. Бригадир находится на вышерасположенной этажной площадке и руководит работой лебедки, в это время его помощник, используя канат, управляет перемещением нижней части гидроцилиндра, чтобы предотвратить соударение цилиндра с проемом двери.
Цилиндр сначала осторожно поднимают немного вверх, а затем помощник бригадира своими действиями помогает плавному спуску гидроцилиндра и установке его на опоры. После чего с помощью скоб/кронштейнов цилиндр закрепляют вертикально, используя отвес. Далее канаты лебедки немного расслабляют, но цилиндр продолжает ими удерживаться. После окончательной фиксации положения цилиндра необходимо стропы убрать и начать его соединение через трубопровод с гидроагрегатом лифта.
Сборка и установка двухсекционного гидроцилиндра
Конструктивно гидроцилиндр имеет две секции, одна из которых находится внизу — цилиндр, а другая вверху — плунжер. Окончания секций закрыты с помощью колпачков для исключения возможности попадания загрязнений внутрь оборудования, а также выпадения плунжера. Технология сборки гидроцилиндра включает:
-
доставку секций в приямок;
-
разборку секций;
-
сборку цилиндра;
-
сборку плунжера;
-
сборку всего гидроцилиндра.
Как правило, работы, связанные с монтажом гидроцилиндра, могут быть выполнены двумя—тремя специалистами (которыми должен руководить бригадир) с применением подъемных устройств.
Сборка и установка гидроагрегата
Поставляемый на объект комплект гидроагрегата включает в себя, кроме собственно самого гидроагрегата, еще и коробку, в которой находятся:
-
шумоподавитель, содержащий шаровой клапан отсечки потока,
-
четыре амортизатора;
-
съемная рукоять ручного насоса.
Прежде чем приступить к установке гидроагрегата, нужно:
1) снять упаковку;
2) проверить комплектность ее содержимого на соответствие заказу;
3) убедиться, что на крышке резервуара гидроцилиндра нанесен серийный номер, совпадающий с номером, указанным в сопроводительной ведомости.
Все оборудование, входящее в состав гидроагрегата, настраивается и проверяется на предприятии-изготовителе, поэтому после монтажа дополнительные регулировки не нужны, за исключением регулировок:
А) величины ускорения;
Б) величины замедления;
В) малой скорости.
Перед началом работ по монтажу гидроагрегата нужно:
-
проверить насколько место, где он будет размещен, соответствует проектной документации;
-
очистить помещение от мусора и посторонних предметов:
-
убедиться, что в машинном отделении обеспечивается хорошая вентиляция;
-
принять меры по обеспечению температуры воздуха в помещении, в котором установлен гидроагрегат, равной 5—35 °C.
Чтобы уменьшить шум, передаваемый гидроагрегатом зданию, необходимо крепить гидроагрегат через амортизаторы. Гидроагрегат нельзя устанавливать впритык к стене, так как необходим достаточный зазор для обеспечения хорошего отвода тепла от корпуса резервуара.
Особенности монтирования трубопровода
Шумоподавитель гидроагрегата через выходной патрубок и трубопровод соединяется с гидроцилиндром. При этом такое соединение может быть выполнено с помощью:
А) холоднокатаной стальной трубы;
Б) гибкого шланга;
В) комбинации, состоящей из стальных труб и нескольких гибких шлангов.
Все шланги и стальные трубы, используемые в системе гидравлического лифта, должны быть способными выдерживать высокое давление, при котором работает гидравлическое оборудование.
Если гидроцилиндр находится на малом расстоянии от гидроагрегата, то соединение этого оборудования между собой может осуществляться гибким шлангом.
Ниже приведена информация, которую нужно учитывать при монтировании трубопровода.
-
Разрешается использовать лишь трубы, предназначенные исключительно для применения в системах гидравлических лифтов. Такие трубы обычно более тяжелые, поэтому нужно принимать меры, чтобы они не выскочили после соединения.
-
Монтаж трубопровода с помощью гибких шлангов должен вестись таким образом, чтобы шланги не были в натяжении, а радиус, по которому изгибаются их оси, был больше, чем рекомендуется изготовителем.
-
Для уменьшения шума трубопровод должен крепиться на опорах через амортизаторы, а для подсоединения к гидроцилиндру необходимо применять гибкий шланг.
-
Чтобы уменьшить гидравлические потери энергии гидроагрегат следует размещать на минимально возможном расстоянии от шахты.
-
Функционирование плунжера гидроцилиндра приводит к тому, что через уплотнительное устройство проходит некоторый объем рабочей жидкости. Этот объем тем больше, чем более изношенными являются уплотнительные кольца. Для контроля величины их износа к штуцеру от маслосборника головки цилиндра, присоединяется пластиковая трубка, и ее свободный конец опускается в емкость, стоящую в приямке. Измеряя объем масла, скапливающийся в емкости за определенный промежуток времени, можно определять степень изношенности уплотнительных колец, и принимать решение о необходимости их замены.